Игры про грецию и рим. История олимпийских игр в древней греции. Самые известные победители Олимпийских игр




Лекция 1

1.1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр.

1.2 Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение олимпийских игр древности.

1.4 Упадок Олимпийских игр древности.

1.1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр. Олимпийские игры. В этом названии слышатся восторженные крики победителей состязаний, радостный шум и аплодисменты трибун, речи философов и поэтов, угадывается связь веков и различных культур.

История олимпизма началась за много веков до нашей эры, и, говоря об Олимпийских играх, невольно задумываешься - кто тот гений, который придумал этот великий праздник, одинаково привлекательный для древних эллинов и современного человека, для тренированного спортсмена и эстета-художника?

Греки считали, что столь гениальная идея могла принадлежать только Зевсу-громовержцу. Согласно древней легенде, власть над миром хитростью захватил коварный бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал их новорожденными. Несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала вместо него отцу завернутый в пеленки камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила нимфам. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных детей. Одного за другим изверг из уст Кронос своих детей-богов, прекрасных, жизнерадостных и светлых. Они начали борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Кроноса утвердились на высокой горе Олимп. Отсюда Зевс метал громы и молнии в титанов. Борьба длилась десять лет. Стонала земля, содрогалось все вокруг, закипали моря. Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена. Боги-олимпийцы сковали их и вместе с Кроносом низвергли в мрачный Тартар, в вечную тьму.

В честь этой победы Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии по месту их проведения Олимпийскими. А проводились эти состязания в древнегреческом местечке Олимпия, расположенном в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида. Тогда они назывались «агонами». Слово «агон» переводится как состязание, игра, турнир. Самые сильные, ловкие и смелые юноши состязались в честь Зевса-громовержца и олимпийских богов.

Другие легенды основателем Олимпийских состязаний называют сына Зевса Геракла. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов: очистил конюшни царя Элиды Авгия, которые не убирались 30 лет. Геракл перегородил реку Пеней, столкнув скалу, и вода за один день унесла всю скопившуюся грязь. Но жадный Авгий обманул героя и лишил его обещанной награды. Возмущенный Геракл убил обманщика и в ознаменование своей победы устроил Игры. Геракл сам установил дистанцию для бега - «стадий», отмерив его своими стопами. Один стадий равнялся 600 стопам, или 192 м 27 см. Именно такой, как показали раскопки археологов, и была длина олимпийского стадиона.


Романтикой овеян и миф о Пелопсе, внуке великого Зевса, который хитростью победил царя Элиды Эномая.

Последнему была предсказана смерть от руки зятя, поэтому всех претендентов на руку своей дочери Гипподамии он поражал копьем во время устроенных им бесчестных состязаний на колесницах. Пелопс подговорил возницу колесницы Эномая заменить бронзовые чеки колес на восковые. Во время скачек они расплавились, и жестокий царь погиб под копытами своих коней. В память об этом событии Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы богам, и учредил один раз в четыре года проводить здесь Игры.

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и беспрерывных войн между отдельными городами-полисами, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: «Возобновить забытые людьми Олимпийские игры!» Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых устанавливалось бы священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф, и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх. Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II веке нашей эры медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.

Следует сказать, что в долине Алфея, как и а разных других местах Греции, задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали Олимпийским состязаниям общеэллинский масштаб.

Прекрасны мифы и легенды Древней Греции, но история нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый известный памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний в 776 г. до нашей эры (по общепринятому сегодня летоисчислению). Тогда первый известный чемпион Игр - атлет из Элиды Короибос (Корэйб) - опередил всех соперников в беге на один стадий. Этот год стали официально считать годом начала проведения Олимпийских игр. Другие же источники сообщают, что в этом г. состоялись уже 28-е Игры.

1.2 Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр. Правила организации, и проведения Игр были строго регламентированы. Олимпиадой назывался промежуток времени между Играми. Праздник проводили в «священный месяц», начинавшийся с первого полнолуния после первого солнцестояния один раз в четыре года, т. е. в первый год Олимпиады.

На время проведения Олимпийских игр на территории всей Древней Эллады объявлялся «священный мир», все войны прекращались, нарушителей этого перемирия ждало самое жестокое наказание. В конце весны олимпийского года во всегреческие государства направлялись глашатаи, возвещавшие о времени начала Игр и о наступлении всеобщего мира сроком до трех месяцев. Тысячи людей из всех уголков Эллады направлялись в Олимпию, чтобы увидеть соревнования выдающихся атлетов и поболеть за своих соотечественников. Те, кто шел или ехал на состязания, пользовались правом свободного перехода через все греческие, в том числе и враждебные, государства. Проклятие богов и крупные штрафы налагали даже за оскорбление путника, идущего на олимпийский праздник эллинов. А вчерашние смертельные враги мирно состязались в силе и ловкости на спортивной арене.

К участию в Олимпиадах на протяжении без малого семи веков допускались только свободнорожденные мужчины - греки по происхождению. Рабы, чужеземцы и женщины такого права не имели.

Причем женщинам даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на Олимпиадах в качестве зрителей. Исключение было сделано лишь для одной из них - жрицы богини Деметры.

Победители Игр - олимпионики - выражали обще греческий идеал гармонически развитой личности не только в плане физического, но и нравственного развития. Не случайно в олимпийских правилах подчеркивалось, что в играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнавший себя кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов. При представлении участников глашатай-керикс спрашивал у зрителей, не известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли он от тренировок в предписанный правилами период, уличенный в нарушениях подвергался порке, штрафу и изгонялся со стадиона. Во избежание лжесвидетельств те же наказания грозили зрителям за клевету. К тому же к олимпийским состязаниям допускались только те атлеты, которые имели возможность ежедневно, в течение не менее 10 месяцев, тренироваться в спортивных школах - гимназиях родного города, затем - месяц в гимназии Элиды - столице государства, которому принадлежала Олимпия.

Руководители Игр - элланодики - избирались из числа самых уважаемых граждан Элиды. Они выполняли функции организаторов и судей на Играх, награждали победителей и наказывали провинившихся. Им вменялось в обязанность следить, чтобы в состязаниях участвовали только наиболее подготовленные атлеты. Поэтому они внимательно наблюдали за ходом подготовки атлетов, устраивали строгий экзамен, отбирали наиболее достойных и после этого в течение месяца перед Играми сами руководили их тренировками. Элланодики имели право наказывать провинившихся или нерадивых розгами.

После месяца напряженных тренировок проводился отбор с учетом проявления целеустремленности, настойчивости, физической и психологической закалки. Выдержавшие испытание совершали 57-километровый марш в Олимпию, где после непродолжительного отдыха и религиозных церемоний вступали в соревновательную борьбу.

В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился, и буду честно соревноваться со своими соперниками!» .

Первоначально в программу Олимпийских игр входил только один вид состязаний - стадиодром, или бег на дистанцию, равную одному стадию. Только более чем через полвека программа стала расширяться. На 14-й олимпиаде (724 г. до н. э.) были введены состязания в беге на два стадия - диаулосе.

С 15-й олимпиады начали проводить состязания в беге на выдержку - долиходроме, дистанция которого колебалась от 7 до 24 стадиев. Программа Игр 18-й олимпиады (708 г. до н. э.) пополнилась борьбой и пятиборьем -пентатлоном, который включал стадиодром, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьбу.

С 23-й Олимпиады (688 г. до н. э.) состязались кулачные бойцы, А включенные в 25-ю Олимпиаду (680 г. до н. э .) гонки на колесницах сразу стали любимым зрелищем в Древней Греции. Они стали первым спортивным состязанием с участием лошадей.

Программа 33-й Олимпиады (648 г. до н. э.) пополнилась панкратионом - комбинацией приемов борьбы и кулачного боя. С 37-х Игр (632 г. до н. э.) в олимпийские состязания были включены и соревнования в отдельных видах физических упражнений для юношей и детей.

Многие состязания, входящие в программу современных Олимпийских игр, имеют древние корни. Еще в Элладе были популярны соревнования в поднятии тяжестей, в качестве которых тогда были задействованы огромные тяжелые камни. Атлеты тренировались и выступали на олимпийском празднике обнаженными.

Стыд наготы считался признаком варварства. Для греков загорелое, тренированное обнаженное тело являлось выражением высокого уровня культуры. По всей Греции - на материке, островах и в колониях создавались скульптуры, воспевавшие силу и красоту человеческого тела. Историки утверждают, что великие скульпторы ваяли богов и героев с олимпиоников. Эти изваяния до сих пор восхищают своим совершенством.

Главной наградой победителю Олимпийский игр - олимпионику - служила оливковая ветвь, срезанная ритуальным золотым ножом со старого дерева, которое, по преданиям, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а самым выдающимся воздвигались памятники. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя на родину, а чемпионы были из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции, превращалось в подлинно триумфальное шествие. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях.

Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

Однако самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до нашей эры в возрасте 14 лет он стал олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Многочисленные источники подтверждают, что Милон Кротонский - не мифический персонаж, а реальная личность. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибаритом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, один заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гражданственности и гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, постепенно обрастал мифами и легендами. Так, историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома.

Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и поддерживал свод здания до тех пор, пока все не покинули его!

Достоверность этого предания вызывает сомнение, но эта и другие легенды подтверждают, какой большой любовью и уважением были окружены выдающиеся атлеты Древней Греции.

За что же таких почестей удостаивались победители? Дело в том, что участники Олимпийских состязаний выступали как представители определенного государства. Поэтому при представлении атлета обязательно называлось его имя и родной город. Город указывался и рядом с именем победителя.

Так, например, после морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до нашей эры родосец Дорией - многократный победитель состязаний в панкратионе - был захвачен в плен афинянами. Когда те узнали, что пленный - олимпионик, его освободили, не потребовав даже выкупа. Так же поступил Александр Македонский с ливанцем Дианисандором в знак уважения к его спортивным заслугам и из-за боязни навлечь на себя гнев богов.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение Олимпийских игр древности. Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр всей Древней Греции. На пожертвования жителей страны не позднее 456 года до нашей эры здесь был, воздвигнут величественный храм. Главным его украшением являлась 12-метровая статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием из золота, дерева и слоновой кости. Она так поражала своим художественным совершенством, что была признана современниками одним из семи чудес света. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь различных богов, мифологических героев, царей, полководцев и олимпийских чемпионов.

Наряду с храмами и памятниками в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений: стадион, ипподром, гимназий и палестра. Стадион располагался у подножья горы Кронос, которая служила трибуной во время соревнований и вмещала до 50 тыс. зрителей. В гимназиях хранились все материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и статуи отличившихся. Гимнасий и палестра являлись местом тренировки участников Олимпиад за месяц до их проведения. Здесь же находились здание Высшего Совета Элиды, гостиницы для участников, судей и наиболее состоятельных и почетных гостей Олимпиад.

Возникнув как, составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу и, тем самым, объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т. д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Период наивысшего расцвета античных Олимпийских игр (IV в. до н. э.) связан с идеалами гармонии человека и окружающего мира: это - гармония его физического и духовного развития; гармония личного стремления к победе и постоянной готовности к служению родному городу, к его защите и прославлению.

В жизни Греции Олимпийские игры, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение в связи со священным перемирием. Во время Игр со всех уголков Эллады съезжались выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. А с 84-х игр (444 г. до н. э .) конкурс искусств стал официальной частью программы Олимпийских игр. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит , отцы истории Геродот и Фукидид , основоположник медицины Гиппократ , классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврипид , математик Пифагор , который и сам был прекрасным атлетом и победителем в состязаниях по кулачному бою.

Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. В античной Греции Олимпийские игры кроме состязательной выполняли и другие социальные функции: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную.

Однако, большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Не случайно самые пышные и красочные Игры древности состоялись в 476 г. до нашей эры, когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

1.4 Упадок Олимпийских игр древности. С IV века до нашей эры начались постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания стало уделяться зрелищности состязаний, гармоничная красота тела не вызывала былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах произошли перемены.

Если раньше исход схватки решали преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на Олимпийских состязаниях были зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к Играм. Но судьи боролись против нечестной победы. Известно, что кулачный боец Эвиол из Фессалии пытался дать взятку соперникам, чтобы обеспечить себе победу. В наказание он заплатил такой большой денежный штраф, что на эти деньги в Олимпии было установлено шесть статуй Зевса. На постаментах выбивались эпиграммы, напоминавшие атлетам, что победа достигается не деньгами, а физической подготовкой.

Перемены, происходящие в облике участников состязаний, отчетливо заметны в изобразительном искусстве Древней Греции: если в IV веке до нашей эры античные герои, моделями которых, как известно, служили участники игр, молоды и прекрасны, обладают гармонично развитой фигурой без излишней гипертрофии мышц.

Скульптура кулачного бойца, выполненная Аполлонием в I веке до нашей эры, запечатлела безмерно уставшего немолодого человека. Узловатые мышцы, изуродованное в боях лицо, бессмысленный взгляд - таков образ профессионального атлета.

Древнегреческий историк Плутарх как пример, достойный подражания, приводит такой эпизод: «Говорят, одному спартанцу предлагали на Олимпийских играх большую сумму с условием, что он уступит честь победы. Он не принял ее и после трудной борьбы повалил своего соперника. «Что пользы тебе, спартанец, в твоей победе?» - спросили его. «В сражении я пойду с царем впереди войска», - отвечал он, улыбаясь.

Олимпийские праздники не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать. В 338 г. до нашей эры Грецию, ослабленную междоусобицами, захватил македонский царь Филипп . Но он не стал запрещать Олимпиады и другие игры. А его сын Александр Македонский , которого воспитывал греческий философ Аристотель, организовывал подобные состязания в завоеванных странах Востока.

В середине II века до нашей эры Грецию покорили римляне. По-разному относились римские правители к спортивному великому празднику. И хотя Олимпийские игры продолжали проводиться, их правила все чаще нарушались. Были даже попытки перенести игры в Рим. Диктатор Сулла , больше известный тем, что при нем было разгромлено восстание рабов под предводительством легендарного Спартака, распорядился о проведении Игр 175-й Олимпиады в Риме. Но римляне, уже привыкшие к кровавым зрелищам - гладиаторским боям и гонкам на колесницах, интереса к олимпийским состязаниям не проявили.

Император Калигула распорядился перевезти в Рим скульптуру Зевса. Но корабль, направленный для этого в Грецию, поразила молния. Это было воспринято, как божественный знак, и скульптуру оставили в Олимпии.

А римский император Нерон сам решил поучаствовать в 211-й Олимпиаде. Он был объявлен недосягаемым победителем во всех турнирах - от гонок на колесницах до чтения трагедий. Римский историк Гай Светоний Транквилл так описывает этот факт: «К скачкам страсть Нерона была безмерна с ранних лет. В Олимпии он правил упряжкой в 10 лошадей, был выброшен из колесницы, чудом остался в живых и не мог продолжить скачку. Однако получил венок победителя. За это подарил всей провинции свободу, а судьям - римское гражданство». Это свидетельствует о проникновении политики в спорт еще в те далекие времена. Правда, после смерти императора справедливость восторжествовала. Его имя было вычеркнуто из списков олимпиоников.

С 776 года до нашей эры на протяжении 1170 лет в Древней Греции было проведено 293 Олимпиады! Несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, ровно раз в четыре года атлеты встречались на главных состязаниях, и ни одна Олимпиада не была отложена.

В последний раз Эллада принимала олимпийский праздник на своих землях в 393 г. уже нашей эры. Через год, в 394 г., римский император Феодосии I, насильственно насаждавший христианство и принявший свод законов по борьбе с язычеством («Кодекс Феодосия»), запретил проведение Олимпийских игр. А еще через 32 года, когда новая религия набирала силу, его наследник Феодосии II издал декрет о разрушении языческих храмов.

Так прекратило свое существование олимпийское святилище. Сооружения и храмы Олимпии были разрушены легионерами, а землетрясения, наводнения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению более чем на 12 веков.

Однако, слава тех Олимпийских игр осталась жива, пройдя через множество поколений!

Этот топ посвящается как поклонникам старых сериалов про Геракла и Зену, голливудских пеплумов и прочих художественных интерпретаций истории Древней Греции, так и любителям античной истории, разворачивавшейся на Пелопоннесе, Балканах, в Малой Азии и в Причерноморье. Что бы ни говорили о книгах, но игры ничуть не хуже могут помочь вжиться в далекую эпоху…или хотя бы попробовать древность на вкус.

Присаживайтесь по удобней! Сегодня мы перечислим лучшие игры про древнюю Грецию, греков и греческие мифы.

Открывает наш топ один из самых эксцентричных шутеров от первого лица начала нулевых. Увы, в свое время он не стяжал такой славы, как Serious Sam, однако своеобразная любовь его создателей к античности в духе Индианы Джонса пополам с Doom определенно заслуживает вашего внимания.

Сюжет

Студент-археолог отправляется на раскопки древнегреческого храма. Руководитель экспедиции – настоящий профессионал и прекрасный человек, да и дочка у него ничего. Правда, рядом с храмом обнаруживаются странные личности, которые хотят вернуть старых богов. Ну и что же могло пойти не так?

Геймплей

В самом начале персонажу, вооруженному лишь лопаткой, придется противостоять толпам хищных животных. С расширением арсенала за счет реального и фантастического оружия расширится и список врагов, включая древних чудовищ и божественных существ. Для борьбы с последними придется собирать у алтарей своеобразные ультимативные способности – силы титана.

Стоит ли играть?

Эта игра про убийство монстров в почти промышленных масштабах. Угроза будет исходить как от сатира, так и от статуи дискобола или купидона. За любовь к историям незадачливых, но крайне удачливых археологов можно поставить дополнительный плюс.

Кстати, частенько приходится бороться с противниками, явно напоминающих . Любите Рим? Тогда рекомендуем ознакомиться с !

Titan Quest: Anniversary Edition

На девятом месте в нашем топе располагается качественный Diablo-клон, переизданный для современных компьютеров в 2015 г. В нем есть отсылки к древнегреческой мифологии, а также древнегреческому вооружению и облику полисов.

Что с сюжетом игры?

Титаны, заточенные после великой войны с людьми, выбираются из своей темницы. Их цель – захватить власть на Земле, ведь теперь боги больше не в силах помочь человечеству…

Игровой процесс

По своей механике это один из типичнейших RPG-слэшеров. В начале игры выбирается пол, облик и класс персонажа, а затем игрок ведет его сверху от третьего лица через поля, леса, горы и далее от Греции через Древний Восток (Шумер и Египет в комплекте) до Китая и обратно, на Олимп, вырезая на своем пути все, что хочет его убить.

Стоит ли пробовать?

Если относиться к этой игре как к интерактивному путеводителю по древней мифологии, то, скорее всего, вы будете разочарованы. За закликиванием очередной толпы сатиров или людей с головами крокодилов или шакалов игрок лишь изредка будет просыпаться и вспоминать о сюжете (обычно это происходит в комнате с главным боссом локации). Titan Quest можно порекомендовать лишь любителям античного сеттинга, да и те будут довольны лишь в течение первой половины игры.

На восьмом месте – представитель жанра браузерных онлайн-стратегий. Почти все, что можно в обычных стратегиях, доступно и здесь, за исключением того, что порой на развитие своего полиса и армии могут уйти вполне реальные годы жизни.

Сюжет

Вы – руководитель греческого поселения на одном из островов. Вам предстоит не только развить и укрепить поселения на родном острове, но и постараться отбить атаки противников, жаждущих отхватить себе лакомый кусочек вашей территории. А если всё пойдет гладко, то можно и самим попробовать напасть на острова соседей, или заключить с ними союз против всех остальных.

Особенности игры

Несмотря на то, что игроку предстоит заниматься фактически греческой колонизацией, никаких точных географических и временных привязок от браузерки ждать не стоит. А посему – условные острова в условном море, и никакого захвата Рима силами тирана Сиракуз. Но при желании и наличии флота можно исследовать виртуальное море на предмет наличия новых островов, как заселенных, так и пустых.

Выполнение специальных заданий приносит специальные монеты, которые можно тратить на найм особого персонажа – героя, обладающего полезным навыком. Определенные бонусы при развитии полисов в том или ином направлении можно получить при поклонении одному из трех богов – Посейдону, Аиду или Деметре. Это в свою очередь потребует строительства храмов в их честь.

Укрепление войск и строительство новых зданий и поселений достаточно дорого, особенно на поздних стадиях игры. Ресурсы производятся постоянно, однако, чтобы их собрать, придется заходить в игру. Поскольку при производстве лимитированного объема ресурса его дальнейшее производство прекращается, игра дает преимущество тем, кто часто посещает свои игровые острова. Или пытается ботоводить (что запрещено). Или платит реальную денежку за цифровые металлы и древесину. Правда, для удобства игроков существует мобильная версия игры, что облегчит доступ к ней в любое удобное время.

Еще один способ разжиться ресурсами – грабеж соседей. Как во многих подобных играх, ваши замки-острова могут атаковать другие игроки. Если ваш гарнизон окажется сильнее, атака считается отбитой, в противном случае поселения ограбят. Также можно колонизировать незанятые соседние острова, однако вместе с увеличением прироста населения, золота и прочих полезностей увеличится и количество забот по охране новых владений.

Кому понравится?

Несмотря на древнегреческий сеттинг, в сюжете игры нет никакой привязки к реальным древнегреческим колониям и метрополиям, что может расстроить поклонников исторических стратегий. Но все же GREPOLIS можно порекомендовать любителям продолжительной игры в строительство города/фермы/замка, в особенности если они готовы вложить в нее деньги и время.

Rise of the Argonauts

На седьмом месте – action-RPG 2008 г. от авторов The Lord of the Rings: War of the Rings. На фоне популярности фильма «300 спартанцев» создатели этой игры попытались создать симбиоз ролевого отыгрыша за древнегреческих героев и динамического экшена. Результат оказался достаточно скромным (с точки зрения аутентичности облика героев – крайне сомнительным), но играбельным.

Сюжетная составляющая

Вы читали миф о плавании Ясона с внушительным отрядом героев на Колхиду за Золотым руном? Забудьте о нем. По мнению сценаристов игры причиной отплытия Ясона стал не приказ Пелия и не банальная жажда славы, а… гибель его молодой супруги, дочери Ликомеда (!!!), от отравленной стрелы, пущенной во время свадебного пира. Лишь Золотое руно могло бы оживить возлюбленную Ясона. Ожидайте, что список спутников Ясона, биографии некоторых из них и даже сам маршрут изменятся кардинальным образом. Зачем? Ради динамики, конечно!

Gameplay

Играя в Rise of the Argonauts, следует держать в голове две вещи. Первая – в изображении героев авторы отталкивались от стилистики «300 спартанцев», отсюда и созданный неаутентичный облик греков, отвечающий всем современным понятиям «крутости». Второе – герои из отряда Ясона не являются самостоятельным боевым отрядом, вдобавок не они напрашиваются к герою в путешествие, а он пытается их уговорить. Позже Ясон сможет выбирать себе спутников из их числа, как это было в Knight of the Old Republic и Mass Effect.

Что стоит похвалить, так это игровые декорации. Древние храмы, дворцы и корабли выглядят вполне достойно, чего, увы, нельзя сказать о местной лицевой анимации. Из-за минималистичного интерфейса красотами можно наслаждаться прямо во время боя.

Боевка и сражения с боссами, впрочем, могут показаться несколько скучными. Особой тактики потребует лишь 3 ключевых босса, остальные закалываются и разбиваются без особого напряжения. Литры кровищи и летящие головы обеспечены.

Кому игра станет интересна?

У Liquid Entertainment получилась не совсем удачная попытка совместить RPG в античном сеттинге и слэшер. Однако ее вполне можно порекомендовать если не фанатам античности, так поклонникам жанра. На один раз.

Серия God of War

На шестом месте – вышедшая в 2005 г. на PS2 первая часть серии слэшеров о воине-спартанце, мстящем богам. Впрочем, ее персонаж так же похож на реального спартанца, как Принц Персии – на Кира II. Хотя да, одежда у него все-таки красного цвета.

О чём повествование?

Смертельно раненный в бою с варварами, командир спартанцев Кратос попросил бога войны Ареса сохранить ему жизнь в обмен на служение. Арес наделил его силой, дал могущественное оружие и отправил его сокрушить своих врагов, сторонников Афины. Зачищая деревню, охваченный безумием Кратос убил свою семью. Проклятый местным оракулом, он стал носить на своей коже несмываемый пепел сожженных родных, став Призраком Спарты. Чтобы прекратить ужасные видения, он поклялся служить другим олимпийцам.

Как играется?

Выполняя поручения, Кратос разбивает толпы врагов в лучших традициях hack and slash и прокачивает свои Клинки Хаоса. Но лучше всего у него получается истреблять огромных монстров из греческой мифологии (с помощью игрока, конечно). Доводя уровень их жизней до половины обычными атаками, он добивает их красивыми синематиками при успешном выполнении QTE. В списке сраженных им врагов окажутся как мифические чудовища, так и боги.

Играть или не стоит?

В отличие от того же Titan Quest здесь заметно легче и приятней следить за сюжетом, пусть даже далеким от дошедших до нас древнегреческих мифов. В шкуре Кратоса игрок может представить себя этаким Гераклом во времена его служения Еврисфею. Однако античный сеттинг здесь все-таки условен.

Age of Mythology

Следом идет RTS от создателей знаменитой серии стратегий Age of Empires. В ее кампании стала возможной игра за греков с привязкой не к конкретному временному периоду, а к поэтапно формируемому игроком пантеону из списка предлагаемых старших и младших божеств. Чувствуется немного Black&White, не так ли?

О чём игра?

Армия пиратов во главе с Камосом нападает на храм покровителя Атлантиды Посейдона и крадет его священный трезубец. Адмирал Аркант, стремясь вернуть божественное покровительство, бросается за ними в погоню. Вскоре ему предстоит узнать зачем Камосу и его покровителю понадобился артефакт атлантов и помешать злодейским планам.

Её геймплей

Подобно Age of Empires эта игра является чем-то средним между RTS и пошаговой стратегией типа Civilization. Добывайте ресурсы, тратьте их на прокачку зданий, героев и юнитов. Однако особые «расовые» юниты и технологии, такие как «божественный взгляд», на этот раз становятся даром богом. У старших и младших божеств есть свои бонусы, которые могут стать более или менее полезными при переходе на другой временной этап. Поэтому выбирать пантеон придется с умом, начав с одного из старших божеств и добавляя к нему по одному из списка младших при переходе к следующему этапу.

Если в режиме кампании игрок играет за греков, то в многопользовательском режиме он сможет выбрать одну из трех доступных фракций: греков, египтян и скандинавов.

Обязательно попробуй если любишь стратегии об античных временах

При прохождении кампании становится ясно: мифы Древней Греции, Египта и скандинавов – лишь антураж, бусины на ожерелье игрового сюжета. И все же этого вполне достаточно для поверхностного ознакомления с мифическими персонажами и героями.

Спарта: война империй

На четвертом месте в нашем топе расположилась другая браузерная стратегия, на этот раз от авторов Vikings: War of Clans и Throne: Kingdom at War. В ней крайне вольно пересказываются события греко-персидской войны.

Сюжет

Ксеркс захватил греческие поселения в Малой Азии и теперь движется в сторону Пелопоннеса. Царь Леонид по своему долгу обязан выступить против варваров, осквернивших священные храмы, но ему не справиться без помощи остальных эллинов.

Геймплей

Вам предстоит сыграть за архонта условного греческого города по время греко-персидской войны. Его население предстоит кормить, вооружать, а также периодически давать с их помощью бой захватчикам. И пускай в реальной Древней Греции в описываемый период отнюдь не везде были в ходу золотые монеты, вам придется их периодически добывать и тратить на возведение статуй богам, которые будут приносить бонусы.

Изначально игроку будет доступно несколько видов войск: обычные, легендарные и хранители, усиливающие характеристики военного отряда. Для получения первых достаточно возвести соответствующее здание и потратить ресурсы, для остальных необходимо выполнение дополнительных условий. Все они сухопутные. Следует отметить, что помимо собственно греческих типов воинов игроку могут быть доступны и войска других времен и народов: легаты, центурионы, сариссофоры, македонские всадники гетайры, катафракты и другие, а также мифологические существа вроде минотавра и мантикоры.

С определенного уровня единственным способом зарабатывать становятся набеги на вражеские полисы, а предпочтительным способом противостоять набегам на свой полис – союз с другими игроками.

Стоит ли играть?

В отличие от предыдущей браузерки, здесь невозможны морские путешествия и строительство морских юнитов, а мобильная версия отсутствует, что осложняет доступ к игре для тех, у кого нет под рукой ноутбука или планшета. В тоже время ее создатели подошли более внимательно к боевым юнитам: их ассортимент пехоты, лучников и кавалерии заметно шире и ближе к реально существовавшим античным боевым подразделениям. Если для вас это является решающим фактором, можете присмотреться к этой игре.

Apotheon

Тройку лидеров этого топа открывает необычный и атмосферный платформер от авторов Capsized. Вам предложат сыграть за персонажа, изображенного на одной из древнегреческих ваз.

Отличное повествование

Зевс разозлился на людей и решил уничтожить человечество. Но мудрая Гера нашла героя, которому суждено обрести на Олимпе божественные силы и остановить грядущее истребление.

По механике это вполне обычный платформер, как из другого нашего , с возможностью прокачивать навыки персонажа по владению оружием ближнего и дальнего боя. Во время сражений придется внимательно следить за противником, парируя его атаки щитом или отпрыгивая в сторону. Но при желании можно сократить количество стычек до минимума, закидывая врагов камнями, стрелами и бомбами или двигаясь по обходному пути. Правда, над боссами все-таки придется попотеть даже на среднем уровне сложности.

Дизайн уровней и всех игровых персонажей делает прохождение поистине восхитительным. Исполненные в черно- и краснофигурном стиле уровни помогут игрокам с головой погрузиться в древнегреческую культуру.

Проект должен быть на твоей «полке»

Эта игра увлекает не сложностью: для любителей хардкора, слава богам, есть Cuphead. Авторам удалось создать удивительный игровой мир, оживив в цифровом виде древнегреческую керамическую роспись. Всем любителям музейных редкостей игра обязательна к ознакомлению!

Assassin’s Creed Odyssey

Слегка не дотянула до первого места одна из самых интересных современных экшн-РПГ для ПК с элементами стэлса, в которой нашлось (с определенными оговорками, конечно) место для Древней Греции. Что ж, иногда успех предка повторяется его потомком, как удалось показать Ubisoft.

Что происходит в серии об ассасинах на этот раз?

Коллективный канадский Дэн Браун совместно с представителями Нибиру на этой грешной планете продолжают отодвигать историю возникновения Ордена ассасинов и его конфликта с тамплиерами в глубину времен. Лэйла Хассан ведет подрывную деятельность в настоящем, а в прошлом внук (или внучка) спартанского царя Леонида участвует в качестве наемника в событиях Пелопонесской войны. И да, без Атлантиды здесь явно не обойдется.

Геймплей достойный внимания

Боевая система и обзорная птичка почти без изменений пришли из прошлой части про эллинистический Египет. Выбор пола главного героя является косметической функцией, почти не влияя на прохождение игры. Даже романтические интересы остаются прежними (это ж развратные Афины, чего вы хотели?).

Что действительно сильно влияет на концовку, так это принимаемые решения при прохождении сюжета. Каждый убитый или не убитый персонаж, принятые или отвергнутые советы друзей главного героя повлияют в конечном итоге на то, останется ли в живых (СПОЙЛЕР) и сможете ли вы вернуть (СПОЙЛЕР). Хотя всегда вам решать, каким будет финал – приятным или горестным.

Карта игрового мира действительно большая и реалистичная. Для особых любителей исследовать существует даже специальный режим, отключающий все квестовые пометки на карте. Выполнение побочных заданий приятно разбавляется возможностью путешествия на своем корабле в Эгейском море. Берегитесь акул и сектантов!

Несмотря на то, что серия Assassin’s Creed не без оснований обругана геймерами как продукт ремесленный, а не творческий, играть в «Одиссею» на удивление приятно и глазам, и сердцу, особенно если не принимать к нему слишком близко местный лор.

Age of Empires

И вот он, золотой призер нашего топа – незабвенная стратегия Age of Empires. Мама современных исторических RTS и то немногое, за что (вместе с Halo) можно сказать Microsoft Studios «спасибо». Сегодня игрокам доступна как старая версия 1997 года, так и обновленная, вышедшая в 2018.

Сюжет стратегии

В режиме кампании доступно четыре сюжета: «Восход Египта», «Слава Греции», «Голос Вавилона» и «Империя восходящего солнца Ямато». В каждой из них игроку предстоит провести выбранный им народ от каменного до железного века, добившись мира и процветания или уничтожив всех несогласных.

За исключением принятия решений в реальном времени, во многих других аспектах Age of Empires напоминает Civilization. Игрок не только копит ресурсы, отстраивается и накапливает армию, но и развивает экономику, культуру и технологии, без которых невозможно полноценное прохождение, а также ведет переговоры с потенциальными союзниками или врагами. Многопользовательский режим можно подключить как онлайн, так и без интернета, через LAN-сеть.

Перед прохождением кампании, помимо описания сюжета, вы сможете прочитать краткое изложение исторического периода, который вам предложат повторить или переиграть. В целом в зданиях при игре за греков вполне угадываются античные строения, хотя об исторической достоверности изображенных юнитов остается только догадываться – уровень графики все-таки невысок.

Не спорим, жанр RTS переживает сегодня не лучшие времена. Но если вам надоели «войнушки» сродни Battlefield и прочим командным шутерам и вы ищете, во что поиграть, возможно, вам стоит попробовать для себя этот жанр. А начать с этой исторической стратегии.

Вот такой топ 10 лучших игр про греков и греческие мифы у нас вышел. Считаете, что игры топа следует расставить иначе? А может вы вспомнили не менее интересные игры о Древней Греции? Напишите об этом в комментариях!

«Против человеческой славы бессильны даже боги» - эти слова великого Иоганна Фридриха Шиллера как нельзя лучше подходят к истории возникновения античных Олимпийских игр, и вот почему…

У древних эллинов было много богов . Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа.

Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем‑либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество и становилось уже не так страшно. Боги существовали на все случаи жизни.

Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми пьяницами и угрюмыми брюзгами, мстительными, хромыми, одноглазыми…
Единственное, что отличало их от людей - бессмертие.

Но вскоре людям уже самим захотелось стать похожими на богов, и вот тогда выяснилось, что бессмертия‑то им можно достичь только в памяти потомков, совершив какой‑нибудь подвиг .

Скажем, во время войны это было совсем несложно, но там героем мог стать каждый и затеряться среди многих не составляло труда. А вот так, чтобы один‑единственный победитель…

И тогда люди придумали Олимпийские игры.

История появления Олимпийских игр

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть». Так Пифагор Самосский определил значение Олимпиады в жизни древних греков.

Дух соперничества определял жизненный уклад городов‑государств Эллады, и заставлял жителей греческих полисов беспрестанно вести между собой войны.

И вот, по одному из преданий, Ифит, царь Элиды , той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!»

Тогда умный правитель отправляется к своему соседу - царю воинственной Спарты Ликургу и рассказывает ему о предсказаниях Оракула , а спартанский государь не только соглашается с этим пророчеством, но и берёт Олимпию под защиту Лаконии, объявляя её нейтральной землёй.

Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры , посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу.

Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии.

Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала.

Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев - спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия - перемирие на время проведения соревнований .

Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило полагалось наказание - огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде.

Вот так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны , заставив ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом.

Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе - Истмийские, в Дельфах - Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом - Немейские.

Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры.

Место проведения первых Игр

Даже место, для них избранное, назвали Олимпия , чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу - божественной горе Олимп.

Располагается это дивное место на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова - Пелопоннеса.

Это тихая зелёная долина реки Алфей у самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.

Как проводились и почему были запрещениы

В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам и
лишь затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования.

По обычаю, первый день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям : им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы.

Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела.

Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона - элидского повара Корэба и дата этой победы - 776 г.

Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г.

После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил и Олимпийские игры.

Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

Виды состязаний

Изначально, на первых тринадцати состязаниях были устроены соревнования в беге.

Длина дистанций измерялась шагами или стадиями - не правда‑ли это напоминает всем знакомое слово стадион? Именно от стадии (шаг) и пошло название того сооружения, где проводились соревнования.

В Олимпии стадия равнялась 192,7 см - считалось, что такой длины шаг был у самого Геракла.
Затем в 724 г. до н. э. к программе добавили бег на один стадий туда и один обратно, или «двойной».

В 720 г. беговая дистанция увеличилась до 24 стадий, а в 708 г. до н. э. прибавились соревнования по пятиборью: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а завершалось все борьбой.

Позже появился самый жестокий вид состязаний - борьба без правил , или панкратион, где соревновались до момента, пока противник не попросит пощады, подняв вверх палец. Иногда такие бои даже заканчивались смертью одного из участников.

В 680 г., прибавились гонки на колесницах.

Чтобы стать участником древних Олимпийских игр было необходимо:

  • быть гражданином Греции, причём свободным, и обязательно свободно говорить на греческом языке: ни рабы, ни варвары к участию в соревнованиях не допускались;
  • быть мужчиной: участие в соревнованиях женщин было непозволительным;
  • контролировали соблюдение всех норм и правил проведения Олимпиады самые почётные граждане Греции, называемые элланодики.

Спортсмены, желающие принять участие в Играх, начинали готовиться за год до начала Олимпиады.
А затем, за месяц до начала состязаний, должны были продемонстрировать судьям своё мастерство, чтобы доказать готовность к соревнованиям.

Также элланодики следили за тем, чтобы все состязания проводились честно, без мошенничества. Если на победителя падала малейшая тень подозрения в махинациях, его лишали титула чемпиона, штрафовали на огромную сумму и подвергали принародной порке розгами .

Деньги, которые взимались с проштрафившихся спортсменов, шли на отливку статуй (занов) в честь Зевса, украшавших аллею перед стадионом.

В своей книге «История» Геродот описывает такой курьёзный случай, произошедший с самим Александром Македонским:

Однажды Великий Александр прибыл в Олимпию, чтобы принять участие в состязаниях по бегу. Эллины, которые участвовали в состязаниях, потребовали у судей‑элланодиков исключения его из списка участников, утверждая что тот варвар, а не грек. Тогда Александру пришлось привести доказательства своего происхождения. Его допустили к соревнованиям, и как утверждает Геродот, он пришёл к финишу одновременно с победителем.

Чем награждали

Что же получали победители‑олимпионики за свои усилия?

Всего лишь оливковый венок, из священной рощи Алтис , украшенный пурпурными лентами, да имя, высеченное на мраморной плаке, или статую, выполненной лучшими греческими скульпторами, например, Фидием и то при условии, что олимпиониками они становились не менее 4 раз .

Но вернувшись в родные полисы, они превращались в героев.

Им поклонялись почти как богам осыпали дорогими дарами, освобождали от государственных повинностей, и кормили до конца жизни.

Возрождение: современные Олимпийские игры

И, хотя природные стихии и неумолимое время очень постарались, чтобы Олимпия с её былой славой исчезли с лица земли, все‑таки им этого не удалось до конца. Не исчезла Древняя Олимпия бесследно.

Слава Олимпийских соревнований была увековечена в работах великих эллинов: Платона и Аристотеля, Сократа, Демосфена, Пифагора, которые не только писали о любимых играх, но и принимали в них участие, например Пифагор и Платон участвовали в самых трудных соревнованиях - кулачном бою и панкратионе.

А через 13 веков благодаря их трудам стали проводиться раскопки древнего памятника. Первые раскопки в Олимпии начались в 1829 году и продолжаются до сегодняшнего времени.

И хотя, сегодня уже не восстановить многие шедевры, такие как скульптура Зевса‑Громовержца, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости, которая по праву считалась в Древней Греции одним из семи чудес света , потомкам удалось возродить дух этого священного места.

А слова олимпийского девиза: «Citius, Altius, Fortius» «Быстрее, Выше, Сильнее!» вдохновляют и нынешних олимпийских чемпионов на славные подвиги.

Тысячи паломников стараются посетить возрождённую Олимпию, особенно в те дни, когда так же, как и много веков назад, здесь раз в четыре года зажигают священный олимпийский огонь , символизирующий начало современных Олимпиад, сохранивших традиции великих античных спортсменов.

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл , победив царя Элиды Авгия , и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела

Олимпийские игры, Игры Олимпиады - крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в древней Греции, в конце XIX века была возрождена французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном . Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось.

Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и в 394 н. э. они были запрещены императором Феодосием I .

Возрождение Олимпийской идеи

Олимпийская идея и после запрета античных состязаний не исчезла насовсем. Например, в Англии в течение XVII века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования и состязания. Позже похожие соревнования организовывались во Франции и Греции. Тем не менее, это были небольшие мероприятия, носившие, в лучшем случае, региональный характер. Первыми настоящими предшественниками современных Олимпийских игр являются «Олимпии», которые проводились регулярно в период 1859-1888 годов. Идея возрождения Олимпийских игр в Греции принадлежала поэту Панайотису Суцосу , воплотил её в жизнь общественный деятель Евангелис Заппас .

В 1766, в результате археологических раскопок в Олимпии, были обнаружены спортивные и храмовые сооружения. В 1875 археологические исследования и раскопки продолжились под немецким руководством. В то время в Европе были в моде романтическо-идеалистические представления об античности. Желание возродить олимпийское мышление и культуру распространилось довольно быстро по всей Европе. Французский барон Пьер де Кубертен (фр. Pierre de Coubertin) сказал тогда: «Германия раскопала то, что осталось от древней Олимпии. Почему Франция не может восстановить старое величие?».

Барон Пьер де Кубертен

По мнению Кубертена, именно слабое физическое состояние французских солдат стало одной из причин поражения французов в Франко-прусской войне 1870-1871. Он стремится изменить положение с помощью улучшения физической культуры французов. Одновременно с этим, он хотел преодолеть национальный эгоизм и сделать вклад в борьбу за мир и международное взаимопонимание. «Молодежь мира» должна была мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв. Возрождение Олимпийских игр казалось в его глазах лучшим решением, чтобы достичь обеих целей.

На конгрессе, проведённом 16-23 июня 1894 в Сорбонне (Парижский университет), он представил свои мысли и идеи международной публике. В последний день конгресса (23 июня) было принято решение о том, что первые Олимпийские Игры современности должны состояться в 1896 году в Афинах, в стране-родоначальнице Игр - Греции. Чтобы организовать проведение Игр, был основан Международный олимпийский комитет (МОК). Первым президентом Комитета стал грек Деметриус Викелас , который был президентом до окончания I Олимпийских Игр 1896 года. Генеральным секретарём стал барон Пьер де Кубертен .

Первые Игры современности прошли действительно с большим успехом. Несмотря на то, что участие в Играх приняли всего 241 атлет (14 стран), Игры стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времён Древней Греции. Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции. Но МОК ввёл ротацию между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения.

После первого успеха, олимпийское движение испытало первый в своей истории кризис. Игры 1900 в Париже (Франция) и Игры 1904 в Сент-Луисе (штат Миссури, США) были совмещены со Всемирными выставками. Спортивные соревнования тянулись месяцами и почти не пользовались интересом у зрителей. В Играх в Сент-Луисе участвовали почти только американские спортсмены, так как из Европы добраться через океан в те годы было очень сложно по техническим причинам.

На Олимпийских играх 1906 в Афинах (Греция) вновь вышли на первое место спортивные соревнования и результаты. Хотя МОК первоначально признавал и поддерживал проведение этих «промежуточных Игр» (всего через два года после предыдущих), сейчас эти Игры не признаются олимпийскими. Некоторые спортивные историки считают Игры 1906 спасением олимпийской идеи, так как они не дали играм стать «бессмысленными и ненужными».

Современные Олимпийские игры

Принципы, правила и положения Олимпийских игр определены Олимпийской хартией, основы которой утверждены Международным спортивным конгрессом в Париже в 1894, принявшим по предложению французского педагога и общественного деятеля Пьера де Кубертена решение об организации Игр по образцу античных и о создании Международного олимпийского комитета (МОК).

Согласно хартии Игр Олимпиады «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам…». Игры проводятся в первый год олимпиады (4-летнего периода между играми). Счёт олимпиадам ведётся с 1896, когда состоялись первые Олимпийские игры (I Олимпиада - 1896-99). Олимпиада получает свой номер и в тех случаях, когда игры не проводятся (например, VI - в 1916-19, XII-1940-43, XIII - 1944-47). Символ Олимпийских игр - пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти частей света в олимпийском движении, т. н. олимпийские кольца. Цвет колец в верхнем ряду - голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду - жёлтый для Азии, зелёный для Австралии. Помимо олимпийских видов спорта, организационный комитет имеет право по своему выбору включить в программу показательные соревнования по 1-2 видам спорта, не признанным МОК. В том же году, что и Олимпиада, с 1924 проводятся зимние Олимпийские игры, которые имеют свою нумерацию. Начиная с 1994 года сроки проведения зимних Олимпийских игр были сдвинуты на 2 года относительно летних. Место проведения Олимпиады выбирает МОК, право их организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность не больше 15 дней (зимних игр - не больше 10).

Олимпийское движение имеет свои эмблему и флаг, утвержденные МОК по предложению Кубертена в 1913. Эмблема - олимпийские кольца. Девиз - Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее). Флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх.

Среди традиционных ритуалов Игр:

* зажжение олимпийского огня на церемонии открытия (огонь зажигается от солнечных лучей в Олимпии и доставляется факельной эстафетой спортсменов в город-организатор Игр);
* произнесение одним из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, олимпийской клятвы от имени всех участников игр;
* произнесение от имени судей клятвы о беспристрастном судействе;
* вручение победителям и призёрам соревнований медалей;
* поднятие государственного флага и исполнение национального гимна в честь победителей.

С 1932 город-организатор строит «олимпийскую деревню» - комплекс жилых помещений для участников игр. Согласно хартии, Игры являются соревнованиями между отдельными спортсменами, а не между национальными командами. Однако с 1908 получил распространение т. н. неофициальный общекомандный зачёт - определение места, занятого командами, по количеству полученных медалей и набранных в соревнованиях очков (очки начисляются за первые 6 мест по системе: 1-е место - 7 очков, 2-е - 5, 3-е - 4, 4-е - 3, 5-е - 2, 6-е - 1). Звание олимпийского чемпиона является наиболее почётным и желанным в карьере спортсмена в тех видах спорта, по которым проводятся олимпийские турниры. Исключением является футбол, так как звание чемпиона мира в этом виде спорта гораздо престижнее.