World of tanks: тяжелые танки - тактика игры и советы мастеров. World of tanks: тяжелые танки - тактика игры и советы мастеров Навыки и умения экипажа




В World of Tanks довольно легко достигнуть среднего уровня (условно говоря, 51-52% побед), но вот стать настоящим мастером (с процентом побед больше 60) действительно сложно. Связано это с тем, что изучить основы игры World of Tanks довольно легко: ищи укрытие, стреляй в корму и борта противника, сам подставляй лоб, а лучше показывай только маску орудия и т.д. Но это все основы, тонкости же игры не так очевидны.

В этой небольшой статье мы укажем на несколько особенностей игры на средних танках, которые позволят вам достичь высокого уровня мастерства на этой технике. Для начала следует понять, что играть на средних танках совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Связано это с тем, что они обладает средними характеристиками: средней броней, средней скоростью и динамикой, средними показателями пробития и урона. Казалось бы, это делает средние танки универсальными машинами, что должно только упрощать игру. Но в реальности это приводит к тому, что неопытные игроки начинают использовать средние танки в неподходящей для них роли.

Во-первых, это попытка играть на них, как на тяжелых танках. Многие тяжелые танки, находясь в топе, способны даже в одиночку продавить направление, пока к ним не зайдут с тыла и фланга или по ним не начнет работать САУ. Попытка использовать средний танк в такой манере заканчивается закономерной быстрой отправкой в ангар: даже в лоб большинство средних танков довольно легко пробиваются противниками того же уровня. Во-вторых, это попытка использовать средние танки в качестве легких, то есть работать активно светом, устраивать неожиданные рейды на базу противника с подсвечиванием и уничтожением САУ и т.д.

Это тоже не заканчивается ничем хорошим: средним танкам не хватает скорости и динамики, так что в открытом поле их быстро уничтожают противники даже с не очень скорострельными и точными орудиями. О стоянии в кустиках и стрельбе по чужому свету мы даже говорить не будем, так как это даже не тактика ПТ-САУ (им тоже следует активно двигаться и менять позицию), а бесполезных для команды игроков, которые делают за бой не больше пару результативных выстрелов. Характеристики у средних танков можно даже назвать посредственными, что делает для неопытных игроков игру на них иногда просто мукой. Если на низких уровнях это не особо ощущается, то, например, средние танки седьмого уровня сильно проигрывают на фоне тяжелых танков того же уровня. Например, Т-43 обладает картонной броней, посредственной пушкой с Т-34-85 и не очень выдающейся динамикой. Немецкая Пантера – буквально здоровенный сарай, который легко пробивается в лоб даже танками пятого уровня, а пушка обладает низким разовым уроном, хотя и хорошей точностью и бронепробиваемостью.

Отсюда следует главное правило средних танков: в одиночку вы мало что можете. Если тяжелые танки способны сдерживать целый фланг в одиночку, легкие танки подсвечивают врагов тоже в одиночку, то вас противники легко отправят в ангар, и вы не принесете никакой пользы команде, а себя лишите опыта и серебра. Поэтому действовать всегда нужно в группе. В рандоме довольно сложно говорить, конечно, о слаженной игре и даже командном взаимодействии, но попытаться стоит. В 30 секунд перед боем предложите союзному среднему танку поехать вместе или хотя бы дайте команду «За мной!». В конце концов, можно просто поехать с группой средних танков. Очевидно, что игра во взводе будет оптимальным выбором. Далее, вы выгодно отличаетесь от тяжелых танков динамикой, это позволяет вам не просто стоять за укрытием и стрелять по противнику, который развернут к вам лбом, но и обходить его с фланга или даже с тыла. Вернее, обход с фланга или даже с тыла должен быть главной вашей задачей во время столкновения с противником. И вот здесь как раз проявляется сложность игры на средних танках: довольно часто неизвестно ни точное количество противников на данном направлении, ни их расположение. Нужно действовать быстро и решительно, не подставляться под выстрел. Нет гарантии, что в попытке обойти с фланга вы не угодите под перекрестный огонь. Здесь незаменимым будет опыт и умение быстро оценивать ситуацию.

Можно попросить союзного легкого танка «посветить» на данном участке, но легкий танк может уже умереть или не откликнуться на вашу просьбу, так что здесь надежды мало. Еще одной тактикой является ведение огня из-за спин бронированных союзников, но от нее не очень много пользы: все-таки орудия средних танков не позволяют эффективно пробивать вражеские тяжелые танки в лоб. Если вы прикрываете несколько тяжелых танков, то не надо толпиться сзади них, мешать им или, тем более, подпирать. Намного результативнее будет тактика захода с фланга или тыла. Далее, посредственная динамики не позволяет вам безнаказанно носиться по полю боя, но вы можете менять фланг за приемлемый отрезок времени. Средние танки не отличаются большой огневой мощью, но их преимуществом является мобильность, способность быть там, где нужна поддержка. Поэтому стоять вы должны крайне мало. Помните, что по статистике опытные и результативные игроки проходят расстояние за бой примерно в два раза больше, чем плохие игроки с низким процентом побед. Если вы не можете наносить урон, меняйте позицию, старайтесь зайти во фланг.

Если противник вас заметил, обратил внимание, развернул на вас орудие, то не надо стоять вечно за укрытием – уходите, маневрируйте, меняйте позицию. Защитой среднего танка является не крепкая броня, а его подвижность. Итак, подведем итоги. Средний танк, в целом, не является универсальной машиной, на которой можно применять тактики других классов танков. Он является, прежде всего, танком поддержки, наиболее результативной тактикой является обход с фланга, но она опасна тем, что вы можете вылететь на затаившегося противника и быстро отправиться в ангар. На среднем танке нужно постоянно двигаться, менять позицию, это сделает вашу игру намного более результативной.

1-10-2016, 03:15

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас на повестке дня легендарная машина, советский средний танк восьмого уровня, перед вами Т-44 гайд.

Наверняка многие из вас знают, что у данного агрегата есть довольно спорные характеристики, из-за которых комфорт игры на Т-44 World of Tanks сильно страдает, но назвать нашего советского героя слабым нельзя, к нему просто нужен особый подход.

ТТХ Т-44

Первое, что должен понимать каждый владелец этого отечественного аппарата, в нашем распоряжении далеко не самый хороший запас прочности (но по меркам одноклассников вполне типичный), а также посредственный базовый обзор дальностью в 380 единиц.

Если же говорить про Т-44 характеристики бронирования, то это, пожалуй, один из немногих средних танков восьмого уровня, у которого есть броня. Самой крепкой частью машины является башня, которая благодаря правильной, довольно обтекаемой форме нередко будет радовать вас рикошетами, если играть ею правильно.

ВЛД у Т-44 WoT тоже неплохой, все из-за того же рационального наклона. Виляя корпусом и подворачивая его в нужный момент, можно также неплохо танковать. Стоит только понимать, что НЛД и борта лучше прикрывать, так что действовать нужно осторожно.

Но самым большим преимуществом нашей машины является именно подвижность. Советский средний танк Т-44 World of Tanks имеет хорошую максимальную скорость, способен развивать ее быстро благодаря отличной динамике, да и маневренность у нас на высшем уровне.

Орудие

Теперь давайте посмотрим на вооружение данного агрегата. Тут действительно есть о чем поговорить, ведь для Т-44 орудие доступно в двух вариантах: топовое и предтоповое.

Итак, сначала давайте рассмотрим пушку восьмого уровня (топовую) и она характерна тем, что имеет очень слабое пробитие как базовым ББ, так и голдой, но в то же время очень внушительный альфастрайк.

На большой альфе преимущества данного орудия заканчиваются. С этой пушкой на борту Т-44 World of Tanks имеет маленький ДПМ, становится очень косым, а углы вертикальной наводки составляют всего -5 градусов, что тоже очень некомфортно.

Что касается предтоповой пушки, с ней играет большинство владельцев Т-44 WoT, и этот вариант можно по праву считать наиболее правильным. Начнем с того, что тут тоже есть определенные проблемы с бронепробитием, но обычными ББ уже можно уверенно воевать против одноклассников. Несмотря на это вам все равно придется возить около 50% голдового боезапаса, для боев против девяток и десяток.

С этим стволом Т-44 танк обладает меньшим альфастрайком, но мы сможем наносить около 1850 единиц урона в минуту, результат далеко не самый лучший, но уже достаточно серьезный.

С точностью тут ситуация тоже относительная. В нашем распоряжении хорошее соотношение разброса и времени сведения, эти параметра годные, в отличие от плохой стабилизации, которую нужно буде подправить.

Кстати, нельзя не заметить, что с предтоповой пушкой советский средний Т-44 танк имеет более комфортные углы вертикальной наводки, что позволит нам играть от башни.

Преимущества и недостатки

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что общие параметры у нашей машины достойны уважения, но вот вооружения требует пристального внимания. Чтобы вам было проще ориентироваться в обилии характеристик Т-44 World of Tanks, сейчас мы разложим все сильные и слабые стороны по пунктам, с учетом укомплектования предтоповым орудием.
Плюсы:
Неплохая броня для среднего танка;
Хорошая подвижность (максималка, динамика, маневренность);
Низкий силуэт и хорошая маскировка;
Достойные углы вертикальной наводки;
Неплохая точность (разброс и сведение).
Минусы:
Слабые параметры бронепробития;
Маленький альфастрайк;
Небольшой ДПМ;
Посредственный обзор;
Плохая стабилизация орудия.

Оборудование для Т-44

Глядя на характеристики нашего танка и на его недостатки, плацдарм для выбора дополнительных модулей создается внушительный. Но основной упор необходимо делать именно на повышение урона и комфорта стрельбы, так что на Т-44 оборудование ставим следующее:
1. - очень важный элемент при нашем средненьком уроне в минуту.
2. - еще одна вещь, без которой не обойтись, ведь нам очень важно улучшить стабилизацию.
3. - для подвижной техники с посредственным обзором, данный вариант также выглядит очень выгодно.

Если обзор для вас не так уж важен, и вы успели прокачать соответствующие перки, третий пункт можно заменить на , которая даст еще больший прирост к боевой мощи и позволит нам быстрее сводиться.

Обучение экипажа

В плане выбора умений для экипажа никаких нововведений не будет, нам нужен стандартный набор для подвижного среднего танка, совмещающий в себе выживаемость и комфортную реализацию урона. Таким образом, на Т-44 перки качаем в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Заряжающий (радист) - , , , .

Снаряжение для Т-44

Выбор расходников представляет собой еще один стандарт. В нашем случае все предельно просто, если лишних серебряных кредитов или золота у вас нет, к тому же нам и так придется тратиться на голдовые снаряды, можно ездить с , , . Но во всех других случаях на Т-44 снаряжение лучше ставить в виде , , , а последний вариант вполне можно заменить на .

Тактика игры на Т-44

Данный танк можно по праву назвать одним из самых творческих в плане геймплея, ведь из-за слабого пробития, столкновения лоб в лоб нам противопоказаны и часто приходится изощряться, чтобы заехать противнику в уязвимый борт или корму.

В то же время для Т-44 тактика лобовых столкновений не оправдывает себя из-за бронирования. По сравнению с другими средними танками на уровне броня у нас хорошая, но до тяжей нам далеко, так что лучше вести огонь на дистанции.

Стоя на второй линии Т-44 танк WoT может играть от маскировки или же использоваться рельеф местности и отыгрывать башней. Правда, в подобных ситуациях все же придется заряжать голду, ведь при стрельбе на дистанции пробитие имеет свойство падать.

Но благодаря отличной подвижности, небольшим габаритам и не самой лучше точности, Т-44 World of Tanks все же наилучшим образом себя чувствует при стрельбе на ближних дистанциях. Главное в таком случае, как уже говорилось, действовать творчески. Обманывайте противника, заезжайте с неожиданных сторон, пользуйтесь своей динамикой, чтобы развести оппонента на выстрел. При лобовых столкновениях старайтесь вилять корпусом, доворачивать его, но не поворачивайтесь бортом.

Подытоживая все вышесказанное, советский средний танк Т-44 WoT можно также назвать и отличной машиной поддержки, благодаря все той же подвижности и неплохой скорострельности. Но при правильных действиях, данный агрегат вполне может показать зубы.

Тактика игры на Тяжелых Танках

Так как в игре World of Tanks существует большое количество тяжелых танков , то мы не сможем разобрать особенности игры на каждой машине. Например, американские тяжелые танки отличаются превосходным бронированием лба башни и посредственным бронированием всех остальных частей, что предполагает очень специфическую тактику. На французских тяжелых танках высоких уровней вообще практически нет брони (поэтому их иногда даже называют «картонными»), что делают игру на них очень необычной.

Речь далее пойдет, например, о таких танках, как советские КВ-1 и Т-150 или французский ARL 44, то есть довольно медленных танках, преимуществом которых является крепкая броня. О танках более высоких уровней говорить не имеет смысла, так как волей-неволей к моменту их приобретения игроки уже научатся играть на тяжелых танках. А вот, например, с покупкой КВ-1 тактику придется кардинально менять после классического среднего танка Т-28.

Часто неопытные игроки, попав на тяжелом танке в верх списка , поддаются ощущению «я в танке» и бесстрашно едут на врага, надеясь на крепкую броню. Действительно, пробить вас в лоб вряд ли получится у танков ниже вас уровнем, если они не будут, конечно, использовать «голдовые» снаряды, а на низких уровнях их практически никто и не использует.

Но, во-первых, без поддержки союзников вас легко окружат и убьют, ведь борта и корма у всех танков пробивается намного легче. Тем более, даже если вы будете подставлять только лоб, под настоящим шквалом снарядов даже он может не устоять, особенно если противник сможет попасть в нижнюю лобовую деталь, которая всегда бронирована довольно посредственно. Во-вторых, не забывайте про вражеские САУ, которые способны разобрать даже очень бронированного противника, так как их снаряды наносят урон даже через толстую броню, а также они могут попасть вам в крышу, броня которой может быть просто минимальной.

Отправившись в ангар после подобного «раша» раз десять, многие игроки начинают совершать другую ошибку: они встают где-нибудь в кустах возле базы и начинают стрелять по чужому засвету. Или прячутся за укрытиями, опасаясь вражеских САУ. Приводит это к плачевным результатам. Если вы в низу списка, то вы просто не принесете пользы команде, а сами лишитесь большей части серебра и опыта, которые могли получить, играя правильно. Если вы в верху списка, то, скорее всего, ваши неправильные действия приведут к поражению всей команды.

Так как вы на тяжелом танке, то вы должны находиться на первой линии, то есть первым встречать противника. Здесь не имеет значения, атакует ваша команда или находится в глухой обороне на данном направлении. Толстая броня позволяет вам получать непробития и рикошеты намного чаще средних танков или ПТ-САУ. Пока противник будет безуспешно пытаться пробить вашу броню, союзники смогут наносить им урон и обойти их с фланга, а легкие танки, наверное, даже смогут прорваться к вражеским САУ, подсветить их и даже уничтожить. Также у вас самый большой запас прочности (НР), так что вы можете пережить больше пробитий с уроном, чем другие члены команды.

Таким образом, стоять в кустах возле базы вам категорически нельзя . Но и ехать бездумно на противника тоже не следует. Помните, что World of Tanks является командной игрой, так что вы должны играть в команде определенную роль, а не действовать в одиночку. Тяжелый танк меньше зависит от других членов команды, чем, например, «светляк» или САУ, но все равно ведь зависит.

Чтобы получать максимум непробитий и рикошетов есть несколько простых советов. Не подставляйте противнику борта и корму. Самая крепкая часть танка - маска орудия, так что старайтесь подставлять ее под выстрелы противника. Лоб корпуса танка всегда состоит из нижней и верхней лобовых деталей, которые на стыке образуют своеобразный клин. Если верхняя лобовая деталь и тяжелых танков хорошо бронирована, то вот нижняя лобовая деталь намного тоньше, так что ее могут пробить даже не очень хорошие орудия. Поэтому нижнюю лобовую деталь нужно прятать за разнообразными объектами, кочками, складками местности.

Хороший способ увеличить шанс непробития или рикошета - встать ромбом. Нужно доворачивать корпус танка, чтобы противник вынужден был пробивать лоб под дополнительным углом. Противник в таком случае может попытаться пробить вас в борт, но он будет под очень острым углом, так что у противника вряд ли это получится, или урон поглотит гусеница.

Если вы играете на тяжелом танке, то вы являетесь приоритетной целью для вражеских САУ в силу нескольких причин. Во-первых, вы медленно двигаетесь, так что в вас легче попасть. Во-вторых, у вас большие размеры, что тоже делает вас выгодной мишенью. Также следует сказать, что тяжелые танки отличаются низкими показателями незаметности, так что вас обнаруживают чаще других танков, следовательно, чаще по вам и стреляют.

Очевидно, что следует стоять за укрытиями, чтобы в вас не попала вражеская САУ. Главное, чтобы укрытие было достаточно высоким, чтобы защитить вас. Некоторые САУ (например, СУ-5) способны поражать цели, находящиеся даже за довольно высокими укрытиями, так как их снаряды летят по очень крутой траектории. Так что, например, даже высокий камень может оказаться ненадежным укрытиям. Нужно также помнить, что фугасные снаряды не рикошетят. Краешек кормы вашего танка, который торчит из-за укрытия, вражеские тяжелые или средние танки могут и не пробить, но фугасный снаряд САУ может нанести полный урон, так что будьте осторожны.

Также нужно представлять, где примерно находится вражеская САУ, чтобы встать за укрытием с правильной стороны. Ситуация сильно осложняется, если во вражеской команде несколько САУ. Опытные артоводы занимают различные позиции, что практически исключает для вас возможность найти полностью безопасное укрытие.

Но это все не значит, что раз вы играете на тяжелом танке и у противников несколько САУ, то вы должны стоять за каким-нибудь домом весь бой и бояться выглянуть для выстрела. Во-первых, толстая броня неплохо защищает от фугасных снарядов, так что вы можете протянуть под обстрелом противника некоторое количество времени. Во-вторых, если вы не будете стоять в открытом поле или двигаться по прямой с постоянной скоростью, в вас будет намного сложнее попасть. Тактика игры на Тяжелом танке не означает автоматом «стой на месте и стреляй», этот вид техники тоже предполагает постоянное движение, что позволяет избежать неприятного подарка от вражеской САУ.

Этап 1. Занятие огневых позиций

На первом этапе задача взвода занять огневые позиции на плато с целью вовремя обнаружить выдвижение противника в этом направлении и не допустить его прорыва. Причем, два танка занимают позиции непосредственно на плато, одна из «пятьдесятчетвёрок» занимает огневые позиции на центральном направлении за камнем ближе к базе. Отсюда она ведет фланкирующий огонь по противнику на плато и контролирует центр , а при необходимости может перенести огонь по высунувшимся «посветить» из штанов .

Этап 2. Равенство сил, патовая ситуация

На первых минутах боя обе стороны потеряли по четыре-пять боевых машин. На обоих флангах примерно равные силы. Танки попрятались за укрытия в страхе получить «чемодан» от артиллерии противника. Идет вялотекущая перестрелка из-за укрытий.

На нашем правом фланге кроме взвода Т-54 еще 2-3 машины VIII-X уровней. Причем, противнику об этом известно, т.к. наши танки вступали в огневой контакт.

На левом фланге, за горой , топовые тяжелые танки обеих команд пытаются поймать в прицеле высунувшегося противника.

Так как перевеса на флангах ни у кого нет, в решительное наступление не решается пойти ни одна из сторон.

Примечание: на схеме показаны места «засветившихся» танков противника.

Этап 3. Фланговый манёвр, создание локального перевеса

Прикрываясь скалами взвод Т-54 отходит немного назад и скрытно уходит на левый фланг за гору.

За горой Т-54 на полной скорости, интенсивно маневрируя и ведя огонь сходу, решительно и невзирая на калибр орудий тяжёлых танков противника, прорываются к ним в тыл.

Во время прорыва союзникам подаются сигналы с просьбой поддержать атаку.

Этап 4. Разгром

Т-54 расстреливают противника в борт и корму. Наши тяжёлые танки, видя решительность и напор взвода средних танков, подтягиваются и завершают разгром ошарашенного противника.

Одновременно засвечивается и уничтожается артиллерия, которая поддерживала правый фланг противника.

Дальнейшие события предсказать несложно. На нашем правом фланге противник узнаёт об отсутствии взвода Т-54 слишком поздно, чтобы успеть принять какие-либо действенные меры: прорваться вперед они уже не успевают, т.к. на некоторое время будут задержаны оставшимися на этом фланге танками нашей команды, отступать тоже поздно - инициатива потеряна, качественный и количественный перевес на нашей стороне.

Заключение

Этот тактический приём на старом варианте карты «Карелия» моим взводом применялся несколько раз. Каждый раз он приводил к решительному успеху на одном фланге и последующему разгрому противника на другом. Более того, прорыв замеченного на другом фланге взвода Т-54, становился настолько неожиданным для противника, что он просто не успевал ничего поделать - только один раз мы потеряли одну машину взвода, а в остальных случаях не теряли ни одной.

Начинающие игроки в World of Tanks, впервые столкнувшиеся с тяжелым танком, испытывают небольшой шок. Только что все было хорошо и просто — маленькие танки «песочницы» радостно и бездумно уничтожали друг друга... и тут вдруг на тебя прет огромная неуязвимая махина, способная убить одним выстрелом. Да можно ли вообще победить такое ?

Понимание, как нужно действовать, приходит позже, но впечатление от первой встречи остается и часто меняет приоритеты развития для многих игроков. Лишь дойдя до первых «тяжей», они понимают, что жизнь у тяжелых танков тоже не сахар, а чтобы реализовать их преимущества, нужная особая тактика.

Базовые принципы

Тяжелые танки — самые мощные боевые машины в игре. Они не могут похвастаться подвижностью и тактической гибкостью, присущей средним машинам, но именно действия тяжелых танков чаще всего формируют тактический рисунок игры. Задача такого танка — пользуясь преимуществами брони, живучести и огневой мощи, прорвать оборону противника. После этого менее защищенные машины устремятся в прорыв, уничтожая артиллерию и обходя врага с тыла и с флангов.

Даже если броня крепка, встреча сразу с несколькими противниками вряд ли закончится хорошо.

В обороне тяжелый танк не дает машинам врага свободно действовать на своем участке — попробовать проскочить мимо него себе дороже, а уничтожить умелый «тяж» непросто. Но учтите — оставшись наедине с несколькими пусть даже более легкими и менее совершенными машинами противника, ваш «тяж» может превратиться из хищника в жертву.

Поэтому первое правило хорошего «тяжа» — как бы хорошо ни был защищен ваш танк, не стоит играть в героя-одиночку. Обнаружив, что вы единственный, кто собирается прикрывать важное направление, не стесняйтесь требовать помощи.

Также не стоит, подобно многим начинающим «тяжеводам», идти на вражеские позиции бездумно и напролом, полагаясь исключительно на мощь брони. Броня не отменяет и не заменяет тактику, а перекрестный обстрел, концентрация огня и поддержка артиллерии легко выведут из строя любой танк, возомнивший себя непробиваемым.

Излишняя осторожность, впрочем, тяжелые машины тоже не красит. Тяжелый танк, сидящий в кустах, пока ПТ-САУ едет в атаку, — зрелище частое, но от этого не менее позорное, а «тяж», остающийся в начале боя на базе, иначе как балластом для команды назвать нельзя. Эта пришедшая из «песочницы», с позволения сказать, «тактика» изредка может принести успех, но не команде, а конкретному игроку. Перед тем как погибнуть под перекрестным огнем и обстрелом артиллерии, отважный засадный КВ (именно они почему-то болеют этим чаще всех, с ростом в уровне проходит...) успеет подорвать пару поврежденных машин и ощутить себя героем. А ведь когда судьба команды решалась на передовой, товарищам могло просто не хватать брони и огневой мощи.

Укрытия и маскировка

Мимо тяжелого танка в обороне ничто не проскочит!

Большую часть времени боя тяжелый танк находится в плотном контакте с противником, а значит, его местонахождение врагу известно. Чтобы большая и не слишком маневренная машина не стала легкой добычей артиллерии, нужно использовать укрытия на местности — здания, каменные валуны, холмы, горы, то есть все, что блокирует линию огня и делает прицельную артиллерийскую стрельбу невозможной. Осторожный тяжелый танк наступает от одного укрытия к другому, чтобы при встрече с противником иметь надежную позицию.

В бою, отступив за укрытие, «тяж» получает время на перезарядку и полевой ремонт поврежденных модулей. Он сможет дождаться артиллерийской поддержки или подхода подмоги, находясь в относительной безопасности. Поэтому равнина — худший из возможных ландшафтов для наступления, а город — лучший. Ведь в уличном бою любое здание — готовое укрытие. Пехоты в игре нет, и никто не готовит сюрприз вроде выстрела базуки/панцершрека из подворотни или вязанки гранат из окна, зато узкие улочки и высокие здания усложняют работу артиллерии и не дают средним машинам обойти «тяж» с фланга. Впрочем, не стоит недооценивать вражескую артиллерию! Всегда обращайте внимание на вражеские трассеры, чтобы примерно вычислить положение артиллеристов и занимать позицию соответственно.

Бедный Лео вряд ли даже успел понять, что происходит.

Частая ошибка в позиционном бою — выход из-за укрытия под прямым углом к предполагаемой линии огня. Многие игроки высовываются из-за укрытия по самой короткой траектории, подставляя врагу борт и просто развернув в его сторону башню. Такой способ дает выигрыш в скорости, но даже на машинах с равномерным бронированием борт более уязвим (у боковых бронеплит нет сколь-нибудь заметного наклона), пробитие в борт имеет больше шансов повредить какой-нибудь модуль, а сбить гусеницу выстрелом сбоку намного проще.

Высокая вероятность полной потери подвижности под вражеским огнем нивелирует все преимущества в скорости «перпендикулярного» способа покидать укрытие.

Лучше потратить чуть больше времени и выходить на простреливаемый участок лобовой броней вперед — так, чтобы принять вражеский огонь на наиболее защищенный участок. К тому же при таком раскладе, даже потеряв гусеницу, танк не останется совсем уж беззащитным.

На хорошо простреливаемой карте без особых укрытий тяжелые танки прибегают к маскировке по тем же правилам, что и ПТ-САУ. Однако стоит учитывать, что обнаружить тяжелый танк легче, поэтому по возможности меняйте позицию после выстрела или прохода вражеского разведчика.

Оборудование и экипаж

Корпуса подбитых товарищей — неплохое укрытие от прямого огня.

Тяжелый танк принимает на себя бóльшую часть урона, наносимого вражеской командой, и ведет бой на ближних и средних дистанциях, где счет идет на доли секунды. Поэтому из оборудования он в первую очередь нуждается в средствах повышения плотности огня, усилении ключевых узлов и ускорении ремонта. В принципе, этим все и сказано — орудийный досылатель, мокрая боеукладка (увы, усилить прочность орудия нельзя) и ящик с инструментами — вот наш выбор. Экипажу стоит развивать в первую очередь ремонт, а во вторую — пожаротушение. Когда ремонт будет хорошо развит (этак в районе 80%), можно заменить ящик на что-нибудь другое, например, на вентиляцию или приборы для улучшения наводки.

На заметку: поврежденным модуль считается, когда его очки здоровья падают до 50%, выведенным из строя — когда нанесенный урон равен или превышает 100% его прочности. Полевой ремонт из такого состояния возвращает модулю 50% прочности.

Маскировочная сеть тяжелым машинам вряд ли пригодится — чем крупнее танк, тем труднее его замаскировать, и прибавка к незаметности будет тут очень невелика. Набор расходников для тяжелого танка вполне стандартен — аптечка, ремкомплект, огнетушитель. Огнетушитель старайтесь ставить автоматический, он не только с большей вероятностью тушит пожар, но и понижает вероятность его возникновения, что для тяжелых машин очень важно.

Противоосколочный подбой

От взрывов рядом с танком подбой тоже защищает, но выигрыш и тут будет копеечный.

Противоосколочный подбой — один из самых спорных модулей в игре. Многие игроки очень его хвалят и всячески рекомендуют к установке. +15% к абсорбции повреждения от взрывов и таранов — это звучит действительно здорово. Но давайте разберемся, как оно на самом деле.

Механизм работы осколочно-фугасных снарядов в игре таков: если снаряд попал, но не пробил броню, урон от него делится на два и отнимается от очков жизни танка, теряя перед этим 1,3 очка урона на каждый миллиметр брони пораженного участка машины. Подбой усиливает абсорбцию повреждений именно на этом уровне, повышая ее где-то до 1,5 очков жизни на каждый миллиметр брони. Таким образом, нетрудно посчитать, что выигрыш от подбоя составит 20 очков жизни на 100 мм брони. Средний урон артиллерийского орудия Б-4 (СУ-14, С-51) составляет 1850 очков. Учтите к тому же, что подбой много весит и занимает ячейку, которую можно было бы использовать для чего-нибудь другого.

Советские тяжелые машины лучше всего сбалансированы. Если сравнивать танки по подвижности, защищенности и огневой мощи, то немецкие и американские машины сопоставимых уровней зачастую ощутимо превосходят советские по одной из характеристик, но при этом серьезно проигрывают в оставшихся двух.

КВ

Первая тяжелая машина советской ветки и самый грозный из танков пятого уровня. Для своего уровня бронирован отлично, для танков послабее почти неуязвим, для встречи же с машинами более высоких уровней его брони ощутимо не хватает, а силуэт слишком высок, — особенно это касается топовой башни КВ-2. Но и в бою с более совершенными танками КВ может постоять за себя благодаря огневой мощи.

Выбор орудий впечатляет — четыре единицы, не считая базового. Особенно хороша мощная, отлично сбалансированная пушка 107-мм ЗиС-6 (пушка седьмого уровня на танке пятого) и 152-мм М-10. По урону фугасным снарядом она равна базовому орудию СУ-152. Из минусов — очень долго перезаряжается, сложно наводится и обладает огромным разбросом, что вынуждает применять ее в основном на ближних дистанциях. Но удачным выстрелом в упор эта пушка может уничтожить Т-34-85 одним попаданием. Какое из этих орудий вам подходит больше — это зависит от вашего стиля игры.

Самые сильные недостатки КВ — не лучшая подвижность и откровенно куцый радиус обзора (350 метров). Без разведки этот танк гарантированно приезжает как раз в объятья ждущей его засады.

КВ-1С

Один из вариантов развития КВ на шестом уровне игры. По сути, это более маневренный и скоростной вариант все того же КВ. Улучшение ходовых качеств было достигнуто за счет понижения защищенности бортов корпуса, а спереди «квас» защищен так же, как КВ, чего для шестого уровня уже недостаточно. Увеличенная маневренность этот недостаток не компенсирует, поэтому многие игроки называют КВ-1С «недосредним» танком.

В целом, КВ-1С значительно уступает в эффективности КВ-3 — другому варианту развития КВ — и потому в игре встречается редко.

КВ-3

Этот танк шестого уровня — настоящий крепкий орешек. Защищен для своей ступени просто отлично (120 мм на лбу корпуса — это больше, чем у «Тигра»!), слабо уязвим при огне как в лоб, так и в борт, и может вести бой с «Тигром» если не совсем на равных, то почти.

Может похвастаться отличными орудиями Д2-5Т и Д10-Т, ощутимый недостаток которых — дорогостоящее обслуживание. К тому же эти пушки требуют для открытия почти столько же очков опыта, сколько и открытие следующего танка в ветке. Зато, если их исследовать, они послужат советскому танкисту еще очень долго, Д10-Т ставится даже на ИС-4.

Все недостатки КВ-3 можно озвучить одним словом — медленный. Медленно ездит и поворачивается (даже с улучшенными двигателем и шасси), медленно поворачивает башню, медленно сводит и перезаряжает пушку.

ИС

Советский тяжелый танк седьмого уровня в сравнении с КВ-3 не так уж много приобретает в защищенности. Все те же 120 мм брони на лбу корпуса, разве что наклон слегка увеличился. Башня так вообще потеряла — было 130 мм, стало 100 (более обтекаемые формы, правда, нивелируют этот недостаток). ИС выигрывает в первую очередь в габаритах и динамике. Он компактней, маневреннее, быстрее поворачивает башню и имеет на вооружении орудие Д-25Т, во всем аналогичное Д2-5Т, но более скорострельное.

Недостатков практически не имеет. Словом — это один из лучших танков на седьмом уровне.

ИС-3

Выдающаяся во всех отношениях машина. ИС-3 отлично защищен, имеет революционные для своего времени низкие и обтекаемые формы и обладает впечатляющей огневой мощью. На больших дистанциях в лоб ИС-3 почти неуязвим для танков нижних и даже равных уровней. Эта машина практически не имеет недостатков (если не считать таковым то, что в игре есть несколько танков еще совершеннее и смертоноснее), и ее можно спокойно назвать лучшим тяжелым танком восьмого уровня.

ИС-4

ИС-7

Самый мощный из советских танков и самый быстрый тяжелый танк в игре. ИС-7 по подвижности не сильно уступает некоторым средним машинам и может разгоняться до 50 км/ч — это в два с половиной раза выше, чем скорость «Мауса». Бронирован ИС-7 примерно как ИС-4, но невероятные углы наклона лобовой брони и обтекаемая форма башни делают его крайне трудной целью. Также обладает огромной огневой мощью — 195—325 бронепробиваемости и 368—613 единиц урона базовым снарядом. Это, без сомнения, один из лучших и самых опасных танков в игре и самый сбалансированный танк 10-го уровня.

Немецкая ветка

Немецкая ветка тяжелых танков — самая короткая. Всего четыре машины — от легко защищенного танка, казавшегося в свое время непобедимым, до так и не вышедшего из стадии прототипа самодвижущегося форта.

PzKpfw VI Tiger

Многие игроки жалуются, что эта легенда Панцерваффе получилась в игре вовсе не такой страшной, неуязвимой и смертоносной, как ей стоило бы быть. Что ж, действительно, для тяжелого танка седьмого уровня «Тигр» защищен не слишком хорошо. Всего-то 100 мм лишенной наклона брони спереди и 80 мм по бокам.

Однако нужно учитывать, что игра не реконструирует бои Второй мировой, где «Тигру» пришлось бы столкнуться в основном с недолго живущими при встрече с ним «тридцатьчетверками» и «Шерманами», а наглядно показывает нам историю танкостроительной мысли и развитие танков. Возможность столкновения с не вышедшим за стадию прототипа Т-29 и послевоенными танками, наподобие ИС-3 или Т54, создателями и техзаданием «Тигра» не были предусмотрены. Свою относительно слабую защищенность «Тигр» компенсирует хорошей маневренностью и замечательной точностью и скорострельностью пушки 8,8 см KwK 43 L/71. С этим орудием можно ходить и на ИС-3.

PzKpfw VIB Tiger II

«Королевский тигр» бронирован уже не в пример лучше. 150 мм наклонной лобовой брони на корпусе — это очень серьезно. Впрочем, чтобы сделать «Тигр 2» по-настоящему эффективной машиной, нужно как можно быстрее заменить базовую башню. К чему стрелять в отлично защищенный корпус, если можно бить в башню со смешной для 8-го уровня броней в 100 мм? Встреча с ИС-3 при таких раскладах превращается в лотерею — знает или не знает противник об этой особенности, умеет ли отличить «стоковую» башню от «топовой». Обиднее встречаться с другими КТ — они-то точно знают! Модернизированная башня с лобовой броней 180 мм решает эту проблему полностью и превращает «Тигр 2» в машину, почти равную ИС-3. Тот, впрочем, кажется мне предпочтительнее за счет более низкого силуэта и обтекаемых форм.

VK4502(P) Ausf. B

Maus

188-тонное чудо-юдо — самый большой, самый бронированный и самый тяжелый танк в игре. Платит он за это очень небольшой подвижностью — скорость его всего 20 км/ч. Из-за этого, а также из-за размеров вида «захочешь, не промажешь» очень любим артиллерией. Хорошо подходит для обороны: встать на недосягаемом для артиллерийского огня участке так, чтобы тут никто и никогда не прошел, — это для него. Хорош и в наступлении — когда огромная туша «Мауса» принимает на себя огонь чуть ли не всей команды врага, пока товарищи обходят с флангов, получается просто замечательно. Почти неуязвимая подвижная крепость — ради нее стоит развивать немецкую ветку!

Встреча равных машин — всегда интересное
испытание.

Американская ветка

Американские тяжелые танки так и не появились на полях Второй мировой — армия США обошлась средними машинами и большим парком ПТ САУ. Однако экспериментальные работы велись, и ряд небезынтересных прототипов был построен. World of Tanks позволяет нам опробовать их в деле.

T1 Hvy

М6

Почти тот же Т1, только с усиленной до 102 мм лобовой броней и куда более впечатляющей номенклатурой орудий. Чего стоит «топовая» 90-мм Gun M3 — замечательная пушка (базовая на «Першинге», между прочим!), способная поразить любую цель шестого-седьмого уровня.

Из недостатков стоит отметить те же очень слабо защищенные борта и долгое время ремонта гусеницы. Впрочем, последнее касается и Т1.

Т29

Т32

Т34

Т30

Мой фаворит среди танков десятого уровня. Т30, в общем, — тот же Т34 в «топовой» комплектации, правда, отличную 120-миллиметровку заменили на... мне трудно подобрать нужный эпитет, пожалуй, слово «божественную» тут не будет перебором. Так вот, 120-мм пушку заменили божественным 155-миллиметровым орудием с бронепробиваемостью 207—345 и уроном 563—938. Пушка, способная одним удачным выстрелом снести «тапку» почти половину жизни, — это слишком хорошо! Невысокую по меркам высших уровней защищенность подобная огневая мощь, а также неплохая подвижность компенсируют полностью. Лучше всего Т30 работает как танк второй линии, поддерживая огнем наступление лучше защищенных машин.